«Цифровизация — уже базовый стандарт»: интервью с Денисом Давыдовым («ДОМ.РФ Технологии»), членом жюри URBAN
PropTech охватывает весь цикл проекта — от планирования до эксплуатации. О том, как меняется роль технологий в жилищном строительстве, что станет «обязательной программой» через пять лет и как стартапам заходить к девелоперам без громких кейсов, мы поговорили с Денисом Давыдовым, директором по цифровизации бизнеса «ДОМ.РФ Технологии» и членом жюри URBAN в PropTech-номинациях.
— Какие цифровые решения уже стали «обязательными» для современных ЖК?
Сегодня цифровизация жилой недвижимости уже перестала быть дополнительной опцией — она становится базовым стандартом, влияющим на качество жизни. В современных жилых комплексах обязательными цифровыми решениями для обеспечения комфорта и безопасности можно считать интеллектуальные системы контроля доступа и видеонаблюдения, диспетчеризацию инженерных сетей, мобильные приложения для жителей, умные счетчики и системы мониторинга ресурсов.
— Какие технологии станут must-have через 5 лет?
Я прогнозирую, что через пять лет обязательными станут комплексные экосистемы «умного дома», объединяющие IoT, AI и блокчейн. Среди них:
• адаптивные системы энергопотребления с прогнозной аналитикой и оптимизацией ресурсов;
• интеграция автономного транспорта и умных парковок в инфраструктуру жилого комплекса;
• цифровые паспорта квартир и блокчейн для учета прав собственности и истории обслуживания;
• расширенные решения для кибербезопасности и защиты персональных данных жильцов.
В целом уже сейчас важно создавать необходимую инфраструктуру для реализации концепции «умного дома» в новых проектах, базовую – для домов любого класса и продвинутую - для проектов, в которых это будет пользоваться спросом и повышать их инвестиционную привлекательность.
— Топ-3 тренда PropTech в 2025 году?
— Главный «неочевидный» вызов для стартапов при входе к застройщику?
Функциональность уже не главное: примерно 60% девелоперов не готовы полностью перестраивать бизнес-процессы ради новой технологии. Главный запрос — автоматизация с минимумом «боли» и максимально плавной интеграцией в существующие схемы. Стартапам важно понять: ценится не инновационность, а гибкость, адаптивность и простота внедрения.
— Где «слабые места» у технологий? Что чаще всего отталкивает застройщиков от внедрения?
Критическая точка — сложность внедрения и масштабирования решения. Особенно это касается вовлечения менее зрелых с точки зрения цифры участников процесса: подрядчиков, поставщиков, управляющих компаний. Неочевидное препятствие — отсутствие адаптации под реальные ролевые сценарии и переложенная на застройщика «боль» обучения и поддержки.
— Как доказать эффективность, если нет «громких» кейсов?
Стройте доверие через коллаборации и партнерства с игроками, которым уже доверяет рынок — интеграция в их экосистему работает как социальное доказательство. Например, «ДОМ.РФ Технологии» активно развивает такие партнерства, играя роль технологического института отрасли. Также показывайте пилоты на небольших объектах и предоставляйте реальные цифры экономии или повышения эффективности.
— Первые шаги, чтобы заинтересовать девелопера?
Покажите конкретную пользу и быстрый возврат инвестиций, зафиксировав выгоды через понятные метрики уже на этапе пилотного проекта. Важно сразу говорить на языке бизнеса: не только автоматизация отдельных процессов, а улучшение всей цепочки. Придумайте интеграционный сценарий: объясните, как ваше решение быстро «впишется» в текущую ИТ-среду девелопера, без глобальных перестроек.
— Как «упаковать» презентацию, чтобы её не отложили на потом?
Максимально уходите от сложных и абстрактных описаний, используйте реальные бизнес-кейсы и язык застройщиков. Включите отзывы действующих партнеров, покажите, какие задачи закрывает технология и в чем выгода для каждой роли: от собственника до специалиста на объекте. Чем быстрее станет ясно, зачем это внедрять здесь и сейчас — тем выше шанс, что вашу идею не задвинут «в стол».
— Вы как член жюри URBAN на что прежде всего смотрите в проектах?
Я считаю, что лучший показатель для рыночных цифровых решений – это количество пользователей и объем выручки. Те, кто голосует рублем, делают это максимально искренне. В случае со стартапами особое внимание обращаю на саму команду продукта: это должны быть ребята с горящими глазами, живыми умами и актуальными идеями, которые создают нужные для рынка технологии и цифровые сервисы.
Блиц
Заявки в PropTech-номинации на 17-ю Московскую URBAN Awards принимаются до 30 сентября.
Подать заявку можно по ссылке.