Дата публикации: 11 августа 2025
Эксперты Urban опросили сотню девелоперских компаний и выяснили, что больше всего застройщики испытывают нехватку продуктологов – так ответило 80% опрошенных. Еще 73% представителей стройотрасли отметили дефицит руководителей проектов, 69% – инженеров узких специальностей и IT-специалистов. Реже всего девелоперы затрудняются в поиске разнорабочих – только 14% респондентов рассказали об этом.
Согласно исследовании hh.ru, в стройотрасли требуются преимущественно опытные высококвалифицированные и специалисты в области проектирования, современных технологий и управления строительством: продуктологи, инженеры ПТО и сметчики, конструкторы и проектировщики.
“Наиболее трудными остаются вакансии руководителей проектов высокого уровня, способных вести строительство от участка до ввода в эксплуатацию, и опытных BIM‑координаторов. Чтобы привлечь таких специалистов, мы укрепляем связи с профессиональными объединениями и развиваем наставничество внутри компании”, – прокомментировала Евгения Корзоватых, HR-директор федерального девелопера «Железно».
“Что касается продуктологов, то в нашей группе компаний, в частности в PROGRESS, такие специалисты есть, и их роль в развитии бизнеса сложно переоценить. При этом уже не первый год эта позиция остается одной из наиболее сложных с точки зрения подбора: экспертов с глубоким пониманием девелоперского продукта и умением выстраивать его сквозную ценность на рынке — по-настоящему мало”, — добавила Анастасия Испусинова, директор по управлению персоналом ГК PROGRESS.
С ней согласен Леон Пряжников, директор по продукту Группы “Самолет”: “На рынке чувствуется дефицит специалистов в области продукта. Направление это достаточно молодое. Мы много инвестируем в подготовку специалистов этого профиля. Продуктологу нелегко адаптироваться в компании: в профессии очень много кросс-функционального взаимодействия. Такой специалист должен держать связь с проектной командой, маркетингом и продажами, управляющей компанией, аналитиками. Не каждый готов к таким активным коммуникациям”.
Основная причина кадрового голода в стройотрасли — не соответствующее современным реалиям профильное образование и появление новых профессий, связанных с обновлением стандартов строительства и развитием передовых технологий. Современному девелопменту уже недостаточно классических архитекторов или маркетологов, отрасль требует новых специалистов, о которых не было и речи еще 10 лет назад. Например, продуктолог — достаточно молодая, но уже ставшая дефицитной профессия, поскольку для ее освоения нужно иметь базу из аналитических и менеджерских навыков и компетенции в области архитектуры, проектирования, дизайна и маркетинга.
“Развитие продукта — один из наших ключевых приоритетов, и у нас сформирована команда, в которую входят продуктологи. Это направление пока относительно новое для девелоперского рынка, особенно в российском контексте. Образовательные программы только начинают развиваться, поэтому квалифицированных управленцев и специалистов с опытом в продуктовой логике действительно немного”, — отметила Юдита Григайте, директор по маркетингу ГК “Ленстройтрест”.
Согласно данным премии Urban, сейчас в России можно пройти полноценное обучение по специальности “продуктолог в девелопменте” с получением государственного диплома только в рамках программы профессиональной переподготовки «Продуктолог в девелопменте» на базе университета МГИМО и премии Urban Awards, где по итогам обучения выдается диплом МГИМО о профессиональной переподготовке. Также на рынке представлено несколько коротких онлайн и оффлайн курсов по специальности продуктолог: курс “Продакт-менеджер в девелопменте” в архитектурной школе МАРШ, “Профессия продуктолог в девелопменте” на образовательной онлайн-платформе STEMPS”. Помимо этого, ряд экспертов предлагают свои авторские курсы по продукту в девелопменте: например, Всеволод Глазунов, директор по маркетингу холдинга LEGENDA Intelligent Development предлагает свой онлайн-курс “Продуктовый маркетинг в девелопменте”.
“Продуктолог в девелопменте — это человек, который обладает целым спектром знаний и умений, присущих разным профессиям. Это и маркетолог, и управленец, и архитектор, и инженер, и даже немного строитель. Знаете, в танцах есть такое понятие "универсальный танцор", который отлично разбирается во всех направлениях и стилях, так же и с продуктологом, только это универсал в девелопменте. Ему недостаточно иметь только архитектурный или финансовый бэкграунд, фактически такому сочетанию компетенций практически нигде сейчас не учат, почему и возникает дефицит таких кадров. В этом смысле наша программа переподготовки с МГИМО — уникальный образовательный продукт, поскольку она дает полноценное представление об этой профессии и необходимые навыки и знания из самых разных областей”, — резюмировала Ольга Хасанова, учредитель и CEO премии Urban.