О том, почему умный дом — это уже не инновация, а базовый стандарт, зачем девелоперам открыто делиться собственными IT-разработками и как цифровые инструменты реально влияют на эффективность проектов, рассказала член жюри премии URBAN, эксперт по цифровизации в девелопменте, co-founder и главный редактор Digital Developer Ирина Корсун.
Ирина, вы много лет анализируете цифровизацию в недвижимости. Какие технологии сегодня действительно меняют рынок девелопмента, а не просто создают информационный шум?
Заметнее всего с «внешней» стороны рынок меняют технологии умного дома — ведь они влияют на само наполнение девелоперского продукта и дают новое качество жизни, лайф-стайл. Системы умного дома активно используются во всех классах жилья. По этой причине вендоры уделяют большее внимание не самим технологиям, а тому, как они интегрированы и взаимодействуют с другими сервисами.
«Внутри» девелопмента, конечно же, рынок меняют технологии информационного моделирования, интеграция BIM-сервисов с другими решениями для управления стройкой. Эти инструменты дают другой уровень проработанности и прозрачности, что позволяет быстрее отслеживать изменения в стоимости, оперативно реагировать на колебания цен на материалы и рабочую силу, понимать, остаётся ли проект выгодным, и сохраняется ли финансовая модель при изменениях.
Какие решения или проекты, на ваш взгляд, достойны называться “proptech” — и часто ли компании недооценивают свои разработки?
К сегменту proptech относятся все решения и проекты, которые повышают эффективность на стадиях от проектирования до эксплуатации объекта. Их могут разрабатывать как специализированные вендоры, так и сами девелоперы.
Ещё несколько лет назад многие IT-разработки создавались под нужды конкретной организации. При выходе на рынок они требовали доработки и адаптации, это тормозило внедрение в других компаниях. Сегодня ситуация изменилась. Рынок proptech активно развивается, а внутренние IT-продукты девелоперов становятся всё более зрелыми и конкурентоспособными. Некоторые из них выходят за рамки одной компании и становятся полноценными рыночными игроками — например, «Философт» (ГК «Железно») и «Самолет 10D» (ГК «Самолет»).
Тем не менее многие компании до сих пор недооценивают свои разработки и не спешат делиться опытом. Часто их считают просто внутренними решениями, неинтересными для других. Но именно такой практический опыт важен для отрасли. Он помогает другим компаниям быстрее подобрать цифровые инструменты и проще обосновать подобные проекты внутри своих организаций. Так произошло с технологиями умного дома — информация в этой области касается непосредственно характеристик ЖК и находится в общем доступе. По этой причине компаниям было проще опираться на опыт друг друга.
Вы — член жюри URBAN Awards. По каким критериям вы оцениваете заявки в PropTech-номинации? Что может стать сильной стороной проекта?
В первую очередь хочется видеть уникальные решения или новые подходы к существующим технологиям. Другими словами — то, чего на рынке раньше не было или что решалось другими методами. Важно также, на каком этапе находится проект: можно ли уже оценить итоги работы или проект только внедряется. Ещё один момент — актуальность проблемы, которую решает разработка. Если продукт помогает заметно сократить издержки или оптимизировать работу, это большой плюс. Также важно, насколько эффект от внедрения соотносится с затраченными усилиями и средствами. Это поможет понять, насколько инновация оправдана с экономической точки зрения.
Почему, по вашему мнению, компании в России пока не спешат подавать проекты в PropTech-категории? Это скромность, недоверие или нехватка понимания, что это такое
Продвижение собственных разработок — это задача тех, кто стремится выйти на рынок со своими решениями или создать образ инновационной компании. Если таких целей нет, технологии разрабатываются исключительно для внутренних целей организации. В таком случае мотивация делиться информацией о них снижается. Например, девелоперы, чей доход не зависит от публичности их разработок, редко делятся своим опытом.
Иногда появляются и опасения — например, в том, что конкуренты могут повторить практики и усилить себя за их счёт.Однако полностью повторить опыт другой компании невозможно. Можно только подсказать направление, в котором стоит двигаться. Если организации начнут открыто делиться своими практиками, отрасль в отношении внедрения цифровых инструментов будет развиваться намного быстрее.
Что может дать участие в премии URBAN proptech-компании — особенно на фоне растущего интереса к цифровым решениям в архитектуре и строительстве?
Вендорам или девелоперам, которые уже готовы поставлять свои решения на рынок, участие в таких премиях — отличная возможность, рассказать о своих решениях, привлечь внимание к продуктам и показать их ценность для рынка.
Победители в номинации смогут подтвердить инновационный подход в тех решениях, которые они заявляют. Для организаций, которые не станут финалистами, само попадание в лист участников будет дополнительной точкой касания с теми, кто интересуется инновациями и ищет для своей компании новые практики.
Сейчас все рынки в той или иной степени проходят цифровую трансформацию. Меняется потребительское поведение, а вместе с ним бизнес пересматривает плоскости, в которых работает. Например, в банкинге почти все операции можно делать через смартфон, а в ретейле — оптимизировать логистику и расширять аудиторию благодаря цифровым инструментам. Конечно же, дома строить онлайн невозможно, но управление процессом уже активно переводится в цифровые каналы. Чем лучше выстроена цифровая инфраструктура, тем эффективнее будет применение новых технологий. С учётом роста интереса к цифровым решениям, компании, которые развивают такие инструменты уже сейчас, получат в будущем заметное преимущество.
Умные дома стали стандартом, BIM-моделирование меняет стройки, а внутренние IT-разработки девелоперов выходят на рынок. Какие технологии действительно повышают эффективность — разбираемся с экспертом премии URBAN.
➡️ Успейте подать заявку в номинацию PropTech до 23 мая.
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ